История Республики Алтай

История Республики Алтай

В Республике  Алтай расположены древнейшие оазисы природного и культурного наследия, делающие Горный Алтай одним из интереснейших, загадочных мест на Земле.

Горный Алтай  являлся своеобразным стыком цивилизаций: культурных, исторических, археологических. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр.

Археологические памятники, находящиеся на территории Алтая, относятся к периодам:

— каменный век (1 млн. — 4 тыс. лет до н.э.);

— бронзовый век (IV тыс. — I тыс. до н.э.);

—  железный век (I тыс. до н.э — V в. н.э.);

—  тюркский период (VI-Х вв.).

Первые поселенцы появились  в межгорных долинах Алтая в древнекаменном веке, около 1,5 млн лет назад. Такой предполагаемый возраст всемирно известной Улалинской стоянки, обнаруженной в Горно-Алтайске. Эти находки относятся к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К  поздним периодам каменного века относятся находки пещерных стоянок Усть-Канской  и Денисовой  пещер.  Археологи обнаружили различные каменные предметы: остроконечники, нуклеусы, пластины, скребки, а также кости птиц и животных,возрост которых  15-20 тыс. лет. К этому веку также относятся стоянки открытого типа (Майма, Кара-Бом, Усть-Сема, Усть-Куюм). Считается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Жили они на стоянках, которые располагались в удобных со стратегической точки зрения местах. Предполагается, что пещеры закрытого типа, использовали в качестве временного приюта.

Энеолит, характеризуются  использованием наряду с каменными орудиями  бронзовых. Энеолит представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой (конец IV тыс. до н.э. — первая четверть II тыс. до н.э.). На Алтае племена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по реке Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.

В связи с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством, сформировалась афанасьевская культура. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими, их средний рост  1,8 метра.  Реконструкциям черепа выявила, что это были элитные европеоиды.

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа. Эта культура дала мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.

Скифы — это древние кочевые племена Западной Азии и Восточной Европы.  В конце VII-II века  до н.э. скифы  обосновались в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота. Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: рисовали орлов, оленей, барсов, изображали фантастических животных.  После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.

Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.).

Пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой в III веке до н.э..  К концу III века до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов,которые позже покорили европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Вероятно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур говорит  схожесть погребального обряда. Так же, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа.

   олень-находка                                         шерсняной ковер фрагмент

 Одна из находок в кургане                    Ещё одна из многочисленных находок кургана пазырыков .

пазырыков                                                                (ворсовый шерстяной ковер/фрагмент)

В Горном Алтае найдены различные археологические памятники VI-X веков, относящиеся к тюркскому времени. В них четко прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период происходил переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов.

Племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат в VI веке. Этот каганат включал в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 году Первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 году был образован Второй тюркский каганат, он просуществовал до 744 года, вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 году алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов (предков современных хакасов) войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI века, древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками.

К X веку население Алтая представляло собой конгломерат различных тюркских племен, наиболее мощным из которых были кыпчаки, одно из племен теленгитов или телеутов, предки половцев, известных из древнерусских летописей. Вплоть до XIII века различные племена — среди которых енисейские кыргызы, кимаки, кочаны, кидани, найманы и др. — образовывали более или менее крупные и мощные державы, в состав которых входили и народы Алтая.

В начале XIII века Кыргызский каганат был разгромлен войсками Чингисхана. В 1207 году территория Алтая вошла в состав улуса старшего сына Чингисхана Джучи и, позднее, оказалась в составе огромного государства Золотой Орды, образованного в результате завоеваний, под предводительством старшего сына Джучи хана Батыя. Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор. Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае остались разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения и общий упадок культуры. От разорений и междоусобных войн южные алтайские племена спасались в лесостепных зонах Приобья.

В это время к востоку от Алтая начали укрепляться племена западных монголов-ойратов, непосредственных соседей алтайского населения. В 1635 году разрозненные ойратские племена объединились в единое государство — Джунгарское ханство. Ойратские феодалы и джунгарские ханы, а также телеутские князья насильственно собирали дань с народов Алтая. В это время в населении Алтая четко выделялись южные и северные алтайцы. Южные относились к наиболее монголоидному центральноазиатскому и южносибирскому типу (тувинцы, буряты, монголы). Северные алтайцы относятся к уральскому типу и представляют этнический субстрат, включавший тюркские, самодийские, кетские и угорские элементы.

В Горном Алтае жили южные алтайцы: у Телецкого озера и по реке Чулышман, в долине реки Чуй, на Катуни. Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор, долину реки Бии. В XVII веке сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство. Первые русские поселенцы появились на Алтае только в конце XVII века Освоение Алтая пошло быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов, защищавших от набегов джунгарских ханов.

После отмены крепостного права усилился приток на Алтай русских переселенцев из европейской части России, стремившихся в Сибирь в поисках свободной земли. Как правило, переселенцы применяли прогрессивные технологии и методы ведения сельского хозяйства, в частности усовершенствованные орудия труда, удобрения, разводили новые для Алтая сорта культур и породы скота.

В конце XIX — начале XX века здесь действовало много российских и иностранных частных фирм, в т.ч. по торговле текстилем, по сбыту сельскохозяйственной техники, в золотопромышленности и др.

Советская власть, установленная на Алтае в декабре 1917 года, пала в конце лета 1918 года, как и во всей Сибири, вследствие восстания чехословацкого военного корпуса в крупных городах за Уралом. Некоторое время на территории, контролируемой белочехами, действовали эсеро-меньшевистские органы власти. Еще один переворот свершился 18 ноября 1918 года, вследствие  была установлена военная диктатура и верховным правителем стал адмирал А.В.Колчак.

Советская власть в регионе была установлена только к концу 1919 года. В 1922 году была образована Ойротская автономная область (переименованная в 1948 году в Горно-Алтайскую). Во время нэпа среди крестьянства выделился слой середняков. Зажиточные хозяйства в основном принадлежали старожилам и переселенцам последней четверти XIX века. Кооперативные традиции на Алтае были очень крепки, наиболее солидными являлись маслодельные кооперативы. В городах активно развивалась торговля, восстанавливались городские и сельские базары, рынки, торговые заведения, универсальные магазины.

В 1928 году И.Сталиным был объявлен новый курс на выполнение плана хлебозаготовок и переход к массовой коллективизации. Именно с Алтая начались жестокие репрессии зажиточных крестьян. В 30-х годах крестьян, избежавших репрессий, силой загоняли в колхозы, проводя принудительную коллективизацию. В 1937 году постановлением ЦИК СССР от 28 сентября было учреждено новое административное образование — Алтайский край.

Чернова Н.С.

Главная страничка!!!     Обо  мне!!!     Важно!!!

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)

Добавить комментарий