Шаман и его атребуты

Шаман и его отребуты

Шаман – проводник между миром живых и миром духов.

Каждый шаман знает свою родословную и может перечислить предков по мужской линии, по которой унаследован дар, до шестого — восьмого колена. Важно знать в точности имена и характеристики всех духов-помощников. От их числа во многом зависят возможности шамана.

шаман староешаман старое2

В полном облачении темной ночью шаман созывает своих духов-помощников, кровных чистых духов (предков) и тайно беседует с ними, узнает, чего желают духи от человека, что ожидает сородичей.

Такие духи, есть глаза и уши шамана в ином мире, его сила. Можно сказать, что в том мире шаман «состоит» из своих духов-помощников. Слетаясь к шаману, они невидимо облегают его тело, садятся на шею, голову, руки и ноги и становятся его броней. Они же помогают шаману преодолевать препятствия, сражаться со злыми духами. И во главе их стоит предок, от которого шаман принял свой дар.

Шаман должен обзавестись собственными инструментами для камлания (совершения ритуалов, погружения в транс). Их, как и шапку, костюм, шаман приобретает не по своей воле, а только по указанию своего главного духа.

Колотушку делают из таволги и обтягивают шкурой, целиком снятой с ноги дикой козы и подкладывают небольшой камешек. В старину, получив колотушку, шаман какое-то время камлает только с нею. Не совсем понятно, какую роль играет колотушка, если шаман еще не имеет бубна.

колотушка2буб калат

Этот атрибут сами шаманы называют каменной колотушкой или золотой горой.

 Говорят, что в экстренной ситуации шаман, не имеющий при себе бубна, костюма, может камлать именно с березовым «веником», срезанным с ближайшего дерева.

Камлание с платком или пучком веток — это «навевание » духов, особый тип камлания. Ведь, по представлениям алтайцев, духи приходят с ветром, вихрем.

Когда появляется новый шаман, его бубен и костюм должны повторять особенности, которые присутствовали на бубне и облачении предка, избравшего шамана своим преемником.

 Бубен и ритуальное облачение шамана являются священными предметами культа во время камлания, ибо они служат прибежищем для духов-помощников.

 С индивидуальным бубном связана не только ритуальная деятельность шамана, но и его жизнь. Если во время камлания кожа на бубне лопается или на ней выступает кровь, то это означает, что духи собрались наказать шамана и вскоре он умрет.

алтайский бубеншаман бубен 3

Бубен — главнейший ритуальный инструмент и свидетельство от высшего божества, вроде сертификата, выдаваемого как право на камлание. Без разрешения божеств и духов-покровителей ни один шаман не может сделать себе бубен.

Не вольны алтайские шаманы и в выборе типа своего бубна, а значит, и в выборе хозяина бубна. Во время камлания хозяин бубна передает информацию шаману. Именно через хозяина бубна шаман все видит и все узнает. Тип бубна указывают духи-предки во время специального камлания. Изготовив бубен, шаман демонстрирует его божеству. Как правило, хозяину священной горы, с этой целью устраивается обряд изготовления и оживления бубна, который длится несколько дней.

Неудачливый шаман может всю жизнь камлать с одной колотушкой, но, как правило, через какое-то время дух заставляет его делать бубен.

Шаман получает прямые и подробные указания касательно всех деталей изготовления, но делают бубен другие люди. Дух внушает шаману, что кедр, из которого надо делать обечайку бубна, растет в таком-то определенном месте. Туда отправляются мужчины и аккуратно с осторожностью вырезали из растущего (живого) дерева полосу необходимой величины. «Живой» должна быть и береза, из ствола которой берут дерево для рукояти бубна.

Не менее важно правильно выбрать животное, шкурa, которого пойдет на обтяжку бубна (это может быть самец марала, лося, коня (жеребенка) — существо природное).

 Двойник животного, шкура которого  взята для изготовления бубна, используется шаманом во время камлания как ездовое животное. Поэтому, совершая обряд, шаман в своих обращениях именует бубен не обычным словом тÿнгÿр (шаманский бубен), а названием того животного, чья шкура стала основой для бубна. Для обтяжки бубна все чаще используется шкуру жеребенка-сосунка, так как не всегда удавалось добыть дикого зверя.

Новый инструмент служит шаману от трех до пяти лет, потом дух напоминает своему подопечному, что пора делать новый бубен. И так в течение жизни шаман меняет от трех до девяти – двенадцати бубнов. Количеством бубнов измеряется «сила» шамана, а кроме того, и его жизнь. Делая последний бубен, шаман знает, что близок конец. Некоторые пытались ловчить и тайком от своего духа делали дополнительные бубны, прятали их от людей…

Шаманский бубен для шаманистов — это не вещь в обычном смысле слова, а живое существо. В бубне столь сильно явлено живое начало, что трудно сказать определенно, кого изображает бубен:  духа или зверя.

Наконец, бубен символизирует лук, которым шаман отгоняет злых духов. Недаром в бубен вставляется железная тетива-поперечина. Стало быть, когда-то шаманы могли камлать с луками.

 Судя по шаманским текстам, бубен еще и посох шамана, его убежище…

И в целом бубен можно рассматривать как двойника шамана — так тесно связана их жизнь.

Кроме бубна шаман имеет еще и специальное одеяние типа кафтана маньяк, шапку пöрÿк. Маньяк важный, но все же второстепенный атрибут шамана. Камлать можно и без маньяка. Без бубна алтайские шаманы камлать не могут.

шаман бубеншаман бубен2

Для маньяка характерно сложное внешнее оформление. Оно включает в себя: множество жгутов; сотни различных подвесок; небольшие куски ткани в виде платков; ленты; бахрому; тряпичные антропоморфные изображения в виде куколок, змей, чудовищ; шкурки зверей, птиц и их отдельные части (когти, перья, клювы, крылья); иногда миниатюрные предметы быта (кисеты, игольники). Каждая деталь, каждая ленточка имеет особое значение и обязательно, что-то символизирует.

Одежда, как и бубен, создается по внушению духа: он указывает и материал, из которого шьется тон шуба,— овчина или шкура марала, количество и вид подвесок и т.д.

В целом шаманский костюм — настоящий «музей», среди экспонатов которого мы увидим многое из того, что изображено и на бубне. Как и бубен, костюм есть попытка представить Вселенную в миниатюре.

Изготовление костюма шамана — коллективное занятие женщин (бубен делают только мужчины). Оно совершается в определенное время и сопровождается специальным обрядом. Этот обряд  призван удалить скверну из маньяка, которая появилась на нем от прикосновения рук нехороших людей.

Но главный смысл обряда заключается в определении степени пригодности костюма. Духи при камлании тщательно осматривают маньяк и через внушение дают шаману свое одобрение или неодобрение. Если маньяк не одобряется, — его перешивают и исправляют по указанию духов. После утверждения ритуального костюма духами, он становится запретным для  прикосновения женщин. 

На костюме шамана рассыпана вся мифология. Это — «космическое» тело шамана, «скафандр», в котором он отправляется в тайные глубины иного мира.

 Надевая такой костюм и беря в руки бубен, шаман становится живым мифом. Он остается один на один с миром духов на нейтральной полосе между Природой и Культурой.

Шаманизм был запрограммирован всей культурой, мироощущением предков. Если мир не разорван на две непримиримые, враждебные половины, если он ориентирован не на конфликт, а на диалог, нужна фигура, которая может вести такой диалог. Нужен связной между разными мирами. Эту роль играл шаман.

 Однако шаман заботится не только о человеческих душах. По представлениям алтайцев, душой обладают и животные, и растения. Растущее дерево считается, например, дышащим. Обращаясь к небесным покровителям, шаман просит их послать на землю души — зародыши домашнего скота и лесных зверей, культурных злаков и трав.

 Во время жертвоприношения шаман сопровождал душу жертвенного животного в иной мир и вручал адресату.

Раньше жертвенники были непременным атрибутом алтайского пейзажа. После жертвоприношения шкура висела на длинной жерди, пока не истлевала окончательно. Никто не решался подходить к жертвеннику…

Традиция оказалась живучей, и ныне в горах Алтая кое-где можно увидеть висящий на дереве череп лошади или барана.

Шаман принимал самое деятельное участие в движении душ по мировым сферам, регулируя и направляя их и в случае необходимости устраняя «сбои». Это очень ответственная миссия.

Шаман отличается особой восприимчивостью, тонким настроем нервной системы, богатым воображением. Это бесспорно. Иногда говорят, что шаманский экстаз — состояние, которого шаман достигал по своей воле, своего рода управляемое безумие.

   Что особенно поражает в шаманизме, так это способность шамана погружаться в состояние транса. Подчас во время камлания шаман начинает вести себя странно: он кружится на месте, исступленно выкрикивает фразы, которых не понимают присутствующие, впадает в забытье. В полутемной юрте все это производило на зрителей сильное впечатление. Что уж говорить о путешественниках-европейцах…

«Бесноватый» шаман к тому же во время камлания часто курил, пил спиртное. Постепенно сформировалось убеждение, что шаман — человек, страдающий психическим заболеванием, чуть ли не безумец. Бесспорно, шаманская традиция давала основания для таких рассуждений. Необычность экстатического поведения шамана понимали и сами алтайцы. Считали, что приводит шамана в экстаз во время камлания дух — Алган. Иногда его изображение помещали внутри бубна, между ногами фигуры хозяина бубна.

 Человек, которому суждено природой сделаться шаманом, рано начинает чувствовать свое предрасположение к тому; он становится болен и временами впадает в бешенство. Некоторые по несколько лет воздерживаются от участи шамана.

 Участь шамана незавидная. Шаманы, как говорит народная примета, — не бывают богаты. Но это воздержание обходится им дорого. Оно соединено с большими страданиями. Отдаленные звуки бубна сначала приводят такого болезненного человека в легкую дрожь, его начинает подергивать, потом подергивания становятся все сильнее и сильнее. Человек начинает кривляться, глаза его разгораются; он вскакивает, мечется, дурит.

Главная страничка!!!     Обо мне!!!     Важно!!!

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 8.0/10 (1 vote cast)
Шаман и его атребуты , 8.0 out of 10 based on 1 rating

Добавить комментарий